Кредитно-денежные отношения – важнейшая составная часть экономической сферы деятельности государства. Граждане и организации берут займы в банке, предоставляя при этом поручительство или имущество в залог, приобретают банковские гарантии, производят расчеты с партнерами, страхуют свою жизнь и имущество. При этом значительная часть финансовых услуг требует обязательного сбора различного рода сведений со стороны клиента.
С 1 февраля 2018 года осуществляется взаимный информационный информационный обмен документами (сведениями) между федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и кредитными организациями.
Подключение кредитных организаций, имеющих лицензии Банка России, к Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) позволяет банкам получать необходимые документы и сведения уже не от клиентов, а от уполномоченных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и иных организаций.
Таким образом, сокращение перечня документов, запрашиваемых банком у граждан и организаций, позволяет оптимизировать кредитный процесс за счет снижения материальных и временных издержек и повышения удобства при оказании банковских услуг.
В целях оптимизации оказания гражданам и организациям банковских услуг как составной части государственной политики по планомерному переходу к информационному обществу продолжается работа по дальнейшему интегрированию кредитных организаций в систему межведомственного взаимодействия. На основе запросов ряда ключевых российских банков на получение типовых сведений, необходимых при оказании финансовых услуг, регулярно готовятся предложения по расширению перечня документов (сведений), которые кредитные организации смогут получать и направлять посредством СМЭВ.
Таким образом, перечень видов сведений СМЭВ, доступ к которым могут получать кредитные организации, регулярно расширяется.
Для обеспечения технической возможности взаимодействия кредитных организаций со СМЭВ необходима либо доработка действующих информационных систем, либо использование специализированных программных продуктов. Разработчики такого программного обеспечения предлагают готовые решения под каждый новый вид сведений СМЭВ.
Появление же необходимости подключения к новым видам сведений или изменение структуры взаимодействия по имеющимся видам сведений, как правило, влечет за собой обращение организации к разработчикам за соответствующей доработкой продукта, либо закупкой нового программного обеспечения.
Очевидно, данный подход связан со значительными для организации материальными и временными издержками (на постановку задачи, подбор оптимальных ИТ-решений, проведение закупки, адаптацию и внедрение системы, а также доработку программного обеспечения).
Информационная система «Находка Региональный регистр» предлагает кардинально изменить этот устоявшийся временем подход к решению задачи в условиях динамично изменяемых требований, поскольку представляет собой универсальный продукт, позволяющий кредитной организации быстро и с минимальными издержками адаптироваться под очередные изменения в составе и содержании видов сведений СМЭВ, самостоятельно создавать и настраивать электронное взаимодействие по новым видам сведений СМЭВ, а также самостоятельно вносить изменения в состав и форму отображения по функционирующим видам сведений, не прибегая к помощи разработчика.
Техническое описание информационной системы и требования к программно-аппаратному обеспечению
Информационная система «Находка Региональный регистр» (далее Система) представляет собой веб-приложение, предназначенное для централизованной установки и функционирования в едином центре обработки данных Заказчика (на едином сервере или кластере), имеющем постоянное подключение к СМЭВ. Использование приложения конечными пользователями и администраторами осуществляется посредством стандартных веб-браузеров (Chrome, Mozilla FireFox, Opera, Safari и т.д.) с рабочих мест, имеющих постоянное соединение с сервером, на котором установлено приложение.
Система является кроссплатформенной, т.е. функционирующей на серверных операционных системах семейств Linux или Windows. В качестве СУБД использует PostgreSQL. При необходимости в качестве СУБД может использоваться иной тип: Microsoft SQL Server, MySQL, Oracle.
ИС «Находка Региональный регистр» включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Характеристики сервера и АРМ при централизованном размещении ИС «Находка Региональный регистр» (из расчёта на 20 одновременно работающих пользователей):
Сервер: - 4 процессорных ядра частотой не менее 2ГГц; - оперативная память: 16 Гб; - свободное дисковое пространство от 500 Гб; - операционная система: Windows Server 2008 или выше, или Debian Linux версии 6.0 или выше, или CentOS версии 5 или выше; - СУБД: PostgreSQL 13 или выше, или Microsoft SQL Server 2008 или выше, или MySQL 5.0 или выше; - Java-машина версии 1.8
|
АРМ пользователя: - процессор от 1,5ГГц; - не менее 2 GB оперативной памяти; - операционная система: Windows 7/8/8.1/10, или Debian Linux версии 6.0 или выше, или CentOS версии 5 или выше; - браузеры: Google Chrome версии 54 или выше, Mozilla Firefox версии 34 или выше, Opera версии 45 или выше; - наличие устойчивого (непрерываемого) соединения с сервером с гарантированной пропускной способностью 512 кбит/с на каждого пользователя; - наличие программного средства для просмотра PDF-файлов и xls-файлов. |
Функциональное описание информационной системы
Использование информационной система «Находка Региональный регистр» для каждого нового вида сведений состоит из следующих шагов:
- Системный администратор скачивает с технологического портала СМЭВ xsd-схему (формат сведений) и техническое описание (руководство пользователя) необходимого вида сведений и загружает xsd-схему в информационную систему;
- Системный администратор конфигурирует пользовательский интерфейс по загруженной схеме;
- Конечный пользователь (сотрудник организации) формирует запросы и получает от СМЭВ ответы с использованием интерфейса, сконфигурированного на предыдущем этапе;
- Система ведет журнал всех действий пользователей (отправка запросов, получение ответов), предоставляя возможность пользователям и администраторам работать с журналом.
Пример использования информационной системы для одного из видов сведений
Этап 1. Выбор нового вида сведений и добавление его в информационную систему
Этап 2. Конфигурирование пользовательского интерфейса под новый вид сведений
Этап 3. Работа конечного пользователя в сконфигурированном интерфейсе под новый вид сведений
Этап 4. Журналирование действий пользователя
Программное обеспечение зарегистрировано в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: запись в реестре № 4955 от 03.12.2018 произведена на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.11.2018 № 665