Интервью начальника управления земельных ресурсов мэрии Ярославля Ирина Левитская.

Главная » Интервью начальника управления земельных ресурсов мэрии Ярославля Ирина Левитская.

Заказчик

Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля
Адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Нахимсона, д. 8
Официальный сайт: http://city-yar.ru

Проект

Автоматизированная информационная система поддержки деятельности Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля

Подробнее о проекте

Новость

08.09.2010 Вопросы, связанные с земельными отношениями, всегда были и остаются актуальными. Как повысить эффективность управления земельными участками, что нового появилось в сфере арендных отношений, в чем важность муниципального контроля за использованием земель на территории города – об этом рассказала начальник управления земельных ресурсов мэрии Ярославля Ирина Левитская.

– Ирина Васильевна, какие задачи стоят перед управлением земельных ресурсов?

– Управление земельных ресурсов – это структурное подразделение мэрии города Ярославля. Оно осуществляет полномочия мэрии в области земельных отношений.

Что касается основных задач, это, во-первых, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а во-вторых, осуществление муниципального контроля за использованием земель на территории города.

– В последнее время много говорят о внедрении современных информационных технологий в работу органов власти. Коснулась ли эта тенденция вашего управления?

– Эффективность решения задач напрямую зависит от использования современных программных средств. Еще с 1993 года в различных отделах управления использовался целый ряд программ. Но время не стоит на месте, и старые программные решения уже не могли удовлетворять нашим потребностям. По мере накопления информации и увеличения требований к автоматизированным системам все острее вставал вопрос о переходе от ведения разрозненных баз данных к созданию единого хранилища информации о земельных участках в городе Ярославле.

В то же время финансовый кризис оказал негативное влияние на рынок строительства и продажу земельных участков, что привело к сокращению поступления доходов в бюджет города. В сложившейся ситуации особую важность приобрела работа по обеспечению повышения эффективности собираемости земельного налога и доходов от арендной платы за использование земельных участков, ускорению темпов оформления правоустанавливающих документов на землю, пресечению незаконного использования земельных участков. Грамотного решения этих задач невозможно достичь без обеспечения информационного взаимодействия управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии Ярославля.

Все это привело к необходимости перехода на качественно новое программное обеспечение, позволяющее повысить эффективность управления и распоряжения муниципальными земельными ресурсами. Поэтому в 2009 году были выполнены работы по разработке и внедрению автоматизированной информационной системы «Управление земельных ресурсов» (АИС УЗР).

– Что изменилось в вашей работе после внедрения АИС УЗР?

– В процессе работы по внедрению системы АИС УЗР вся накопленная информация была перенесена в единую базу данных, что позволило ликвидировать раздробленность источников информации и создать единое информационное пространство внутри управления земельных ресурсов и МУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля». Использование данной системы привело к тому, что все сотрудники работают с едиными реестрами данных, это значительно увеличило скорость пополнения сведений по земельным участкам города Ярославля, стал возможным полный контроль над прохождением документации внутри управления.

Кроме того, в связи с тем, что в настоящее время ведется большая работа по повышению собираемости земельного налога, очень важно наладить взаимодействие между управлением и соответствующими органами государственной власти. Так, благодаря достигнутой договоренности с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в систему АИС УЗР ежеквартально заносятся от указанного органа государственной власти сведения о земельных участках, поставленных на кадастровый учет. Это дает возможность в короткие сроки производить актуализацию данных и передавать в налоговую службу более полную информацию о плательщиках земельного налога. Особенно это важно в тех случаях, когда граждане не направляют в управление сведения о постановке на кадастровый учет и госрегистрации земельного участка. В этом случае мы получаем эти сведения из Росреестра. В случаях каких­либо изменений и уточнений сведений правообладатели земельных участков должны обязательно обратиться в органы Росреестра с заявлением о внесении необходимых уточнений.

Помимо этого постоянно ведется работа по идентификации земельных участков по спискам, передаваемым нам налоговой службой, что увеличивает налогооблагаемую базу. Также происходит обновление информации о правообладателях на этапе принятия постановлений мэрии города Ярославля. Появилась возможность передавать данные по отдельным районам города, а не по всему городу в целом, что облегчило взаимодействие с районными инспекциями налоговой службы.

Использование ДАРТГ мэрии города Ярославля подобной автоматизированной информационной системы позволило перейти на качественно новый уровень взаимодействия между двумя нашими структурами. Еженедельно обновляются необходимые для работы электронные картографические материалы, содержащие интересующий перечень информации. Это позволило оперативно и с меньшей вероятностью ошибок принимать решения о возможности предоставления земельных участков. Появилась возможность сокращения сроков оформления правоустанавливающей документации на земельные участки и, как следствие, возможность увеличения поступлений от вновь образованных и переданных в аренду или собственность участков.

Теперь во время консультации у специалиста управления граждане могут более полно узнать о факторах, препятствующих в предоставлении того или иного участка, что позволяет предотвратить составление заявления, заранее обреченного на отказ.

Таким образом, в настоящее время в управлении создано единое информационное пространство, объединившее результаты работы сотрудников не только разных отделов управления, но и смежных организаций, появилась возможность получить комплексную информацию о земельных участках, что позволяет наиболее успешно и эффективно решать задачи, стоящие перед управлением земельных ресурсов.

– А какие изменения произошли в сфере арендных отношений?

– Внедрение подсистемы «Аренда земельных участков» позволило автоматизировать разноску платежей, поступающих через Федеральное казначейство. Появилась возможность оперативно и более полно получать информацию по задолженности за арендную плату, в связи с чем более грамотно организовывать претензионную работу. Еженедельно проводятся комиссии по работе с должниками. Эта деятельность направлена на улучшение ситуации по сбору арендной платы за использование земельных участков. Проводится работа по проверке освоения земельных участков, предоставленных на период строительства объектов. Если земельный участок не осваивается, проводится процедура освобождения земельного участка для дальнейшего предоставления данного земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, т.е. на торгах.

Планируется запуск новой услуги для лиц, имеющих ИНН. По номеру ИНН арендатор сможет узнать, имеется ли у него задолженность по арендной плате. Это позволит арендаторам в любое время владеть ситуацией о состоянии баланса по договору аренды и контролировать ее. Надеемся, что это повысит прозрачность нашей работы и поможет избежать необходимости начисления пени по несвоевременным платежам за пользование земельным участком.

– Ирина Васильевна, вы упомянули о том, что ваше управление занимается осуществлением муниципального земельного контроля. Расскажите об этом подробнее. Что значит для города эта работа?

– Немаловажную роль в возможности пополнения бюджета города в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами может играть и грамотная, эффективная работа по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории города. Так, сотрудниками отдела муниципального контроля за 7 месяцев 2010 года было проведено 277 проверок, выявлено 196 нарушений использования земельных участков; сумма, начисленная за фактическое использование земельных участков, составила 7 199 817 рублей. При выявлении нарушений земельного законодательства материалы проверок использования земельных участков направляются в орган, осуществляющий государственный земельный контроль, для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Важность данной работы связана с тем, что после проведения проверок и принятия мер административного воздействия большинство землепользователей либо начинают оформлять правоустанавливающие документы на земельные участки, либо ускоряют этот процесс. Оформление правоустанавливающих документов означает внесение земельных платежей (земельного налога, арендной платы) в общем порядке. Кроме того, по результатам муниципального земельного контроля осуществляется работа по взысканию платы за фактическое использование земельных участков за период незаконного использования.

Неприятным для землепользователей является то, что суммы за пользование земельными участками оказываются велики изза большого периода использования участка. Во избежание подобных ситуаций управление земельных ресурсов предлагает землепользователям проводить ежемесячные платежи за фактическое использование земельных участков.

Более подробную информацию по оплате фактического использования земельных участков можно получить по адресу: ул. Комсомольская, д. 4б, каб. 10, тел.: 403708, 403752.

Данные о проведенных отделом муниципального земельного контроля проверках использования земельных участков и выявленных нарушениях также заносятся в систему АИС УЗР. Внедрение системы АИС УЗР позволило более оперативно выявлять земельные участки, используемые без документов, и проводить мероприятия по взысканию платы.

– Разрабатываются ли в вашем управлении административные регламенты предоставления муниципальных услуг?

– В настоящее время на стадии подготовки находятся административные регламенты предоставления муниципальных услуг по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков садоводам, огородникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, по предоставлению земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, и переоформлению прав на земельные участки. После утверждения вышеназванные административные регламенты будут опубликованы в газете «Городские новости» и на сайте, что позволит гражданам самостоятельно ознакомиться с процедурой оформления права на свой земельный участок, которая станет прозрачной и доступной.

Городские Новости